Ведение©ума в состоянии дотрия
1. практика
[По]ведение©ума
Предпрактическое введение
Практики состояния дотрия доступны любому мыслящему существу и не требуют специальных приспособлений. Для доступа к практикам не нужно в чём-то клясться, и давать какие либо обязательства; не надо делать на теле никаких отметин и надевать какую-то специальную одежду; нет необходимости устраивать церемонии и придерживаться ритуалов. Для проведения практик не требуется специально оборудованного места и принятия каких-то сложных поз.
На пути сквозь ум очень часто возникают естественные ловушки (меч всевозвращающий), и эти завихрения и ямы необходимо научится обтекать. Иначе будет путь напрасен, а то и опасен в следовании. И взамен ожидаемого покоя беспокойство возрастёт.
Единая цель всех практик ведения©ума в состоянии дотрия – обретение полной свободы от иллюзии переживаний.
Три степени свободы ума от переживаний:
- свобода от привычек;
- свобода от ожиданий;
- свобода от контроля.
Привычки
Большинство людей живёт только по привычке. Это факт. Так думают такие люди: «Я живу – значит мне надо Жить! И надо жить не хуже чем живут мои соседи, а по возможности даже лучше чем они». Так человек попадает в сеть сравнений, и чтобы не запутаться в многообразии всего, он начинает вырабатывать привычки, чтобы соответствовать каким-то выбранным спонтанно эталонам – свойствам или качествам других людей.
Как так можно – забыть прошлое?
Ожидания
Большинство людей живут ожиданиями. И эти ожидания – привычны. Мы все привыкли надеяться на то, что случится нечто хорошее, и при этом предполагаем, что может случиться и что-то плохое. И при этом одновременно ожидаем возможности этого всего. Так и возникают человеческие сомнения, которые перерастают во внутренний диалог. Бывают и такие случаи, что внутренние собеседники начинают враждовать между собой. В общем, сами ознакомьтесь с основами психиатрии. Не мне рассказывать про это.
Как так можно – не задумываться о будущем?
Контроль
«Да как же мне не контролировать себя?! Как же можно жить без контроля?» – возможно, усомнитесь Вы. И это сомнение – озвученный фрагмент из внутреннего диалога. Так человеку привычно сомневаться; человек абсолютно не ожидает, что можно жить безо всякого контроля – просто жить, ни в чём не сомневаясь.
Как так можно выпускать из вида настоящее?
Иллюзии
Не забывайте – это курс сошествия с традиционного ума – в спонтанном уме всё возможно! Настоящая цель этой книги – свести Вас с закостенелого ума, чтобы Вы его хитросплетения понаблюдали «со стороны». И если вы хотите дальше оставаться себе на уме, то не читайте дальше. Дальнейшее восприятие этого текста превратится в «бред» растождествления сложившихся иллюзий.
иди©ума: Сквозь память
Попробуй подумать о том, чего нет в мышлении.
Думай о том, о чём нельзя даже подумать.
Думай.
Это не похоже ни на что из того, что ты уже знаешь.
И о чём бы не возникли мысли – они все из воспоминаний.
Думай и пропускай сквозь внимание мысли памяти.
Думай.
Это как золотой песок, в решете золотоискателя.
Золотоискатель – это тоже воспоминание – пропускай.
Думай о том, чего нет в памяти.
Думай.
Это подобно огню, который вспыхивает и всё сжигает.
Само понятие света тоже пришло из памяти.
Думай и о том, что это всё – не Это.
Думай.
Это придёт само на ум, который происходит через внимание.
Даже само восприятие мышления – закладная памяти.
Думай и сквозь это.
Думай с усердием, ни на что не отвлекаясь.*
Не смейся.**
____________________________________
*Это действующая практика усердия. Я проявил её, и впервые мне открылось понимание изначальной Возможности всего. Но в результате первого такого опыта я пришёл в отчаяние. Для меня открылся самый искушаемый из всех соблазн, а во мне сразу взыграли тени былых образований. «Этот плод вкушать нельзя – нет на это позволения», – внушали мне древние сомнения. Я очень сильно засмущался, точнее – я очень испугался. Но я так и не решился отвернуться от этого Очарования. Я увидел Нечто за пределами ума!
**Я засмеялся. Оказалось всё настолько просто, что мне показалось, что я сошёл с ума, как шизофреник, или как будь-то в мои мысли, напрямую, ввели эйфорический наркотик. Я вдруг исчез и стал мгновенно всем, на мгновение это понимание исчезло и возникло мгновение Понимания. А дальше я начал восстанавливать своё местонахождение. И всё мгновенно оказалось прежним. Через череду таких мгновений я понял, что смех – это защита. Когда душа сквозь окостенелый ум проходит ей нужно от умственных страданий защищаться, иначе вся душа закостенеет, уподобившись уму. Если кто-то из читателей стремится к материальному совершенству и идеализации материалов, - не читайте дальше. Я веду своих читателей в противоположном направлении. Я своим текстом свожу с ума. Я не беру на себя никаких обязательств перед читателями этих строк и никому ничего не обещаю. Кого это «торкнет», тот меня поймёт. А остальные не взыщите. Я повторяю: это только эксперемент.
иди©ума: Сквозь память-2
Это модификация практики. Если предыдущая практика более действенна для интуитов, то эта – для тех, кто привык думать логически и выстраивать мысленные цепочки предположений.
Что было бы тогда, если бы изначально всё было по-другому?
Попробуй представить себе мироустройство абсолютно не похожее на теперешнее, но не противоположное ему: чтобы в нём не было космоса и не было отсутствия космоса; чтобы в нём не было света и не было отсутствия света; чтобы в нём не было твёрдых предметов и не было отсутствия материи; чтобы в нём не было энергии и не было отсутствия энергии; чтобы в нём не было жизни и не было отсутствия жизни.
В общем всё, что твоё восприятие обнаруживает в этом Мире, изначально должно представится чем-то другим. Дерзай!
Комментарий к практике
Как только тебя коснётся невероятная идея, которой в уме уже не будет подтверждения, ум на мгновение отключится. И ты эту идею почувствуешь, как вспышку озарения. Затем ум явит тьму, и во тьме возобновит свою иллюзорную трансляцию. Возможно, ты сразу распознаешь иллюзорность умственных представлений. А возможно, тебе потребуется серия подобных практик.
В духовных традициях есть и другие практики просветления ума. Ищи эффективную для тебя практику. Я привёл пример своего прозрения.
К спонтанному Озарению не нужно как-либо стремиться. Его надо просто допустить. И Оно само свершится. В искреннем размышлении становится очевидным то, что мешает проявлению Озарений. И от этих преград необходимо освободиться.
Предварительные практики освобождения своего ума от омрачений я описал в Стерильной книге. Благо, что мне в этом помогало само Озарение. Если естественное Озарение не возникает, то его разряд можно перенять от духовного наставника в виде прямой или косвенной передачи Знания о Его допущении. Но для этого необходимо найти истинного обладателя Знания и проникнуться к нему абсолютным доверием (состоянием до возникновения веры и неверия). Каждый просветлённый Мастер имеет собственную практику в рамках традиции своей преемственности. То есть тот опыт, через который он Осознание в себе явил. Выбор гуру (духовного наставника) происходит исходя из-за обстоятельств. Действителен только тот Мастер, который сможет реализовать передачу истинного Знания. Это значит то, что при помощи Мастера происходит осознание истины в её совершенном понимании.
Критерий распознания истины один – если в истине есть сомнения, то это не истина. Истина за пределами сомнений. Истинный гуру помогает преодолеть все сомнения. Совершенный Мастер сам собою являет Озарение, спонтанно пребывая в просветлённом человеке. Подлинность такого Мастера подскажет только искреннее чувствование. Это интуитивное решение за пределами привычной логики – но когда оно приходит – это, безусловно, очевидно. Все духовные учения – это набор инструментов для демонтажа умственных концепций. Подбирай персонально самый эффективный инструмент по индивидуальным обстоятельствам. Если это сравнить с логическим мышлением, то для забивания гвоздя – ты используешь молоток, а не пинцет; а для вынимания шестерёнок из часов ты не пользуешься гвоздодёром. Для примера скажу, что в практиках Дзогчен вхождение в связь с Мастером и его духовной традицией называется принятием Прибежища и практикой Гуру-Йоги.
В состоянии дотрия я назвал это – практикой освобождения ума от переживаний.
иди©ума: Отвлечение от событийности
Один из видов этой практики описан в Пыльной книге в главе: «Передача состояния». Суть этой практики дать возможность ощутить в уме состояние покоя обозначить такие моменты в восприятии ума, которые в повседневных размышлениях игнорируются в сознании. Вот предварительное вступление для практики из Пыльной книги:
Воспринимай события насквозь. Войди в прозрачность бытия.
Когда вьется все само собой, ты ни как на это не влияешь.
Доверься тому, что развилось; содействует любовь твоя.
Ты узнаёшь лишь то, что знаешь.
Все исполняется по твоему явлению и под твоим надзором.
Всякое притяжение создано тобой и с твоим желанием.
Любое неприятие допущено твоим укором.
Не вникай в развитие сознанием.
Ты – Знание…
Само Знание – единая трансляция эфира бытия.
Созерцай процесс трансляции и почитай явившееся Знание,
как Единое Бытие во множестве событий.
Практика передачи состояния отвлечённого от событийности происходит в 4 этапа:
– Дыхание сознаний;
– Отстранение мыслей;
– Воззрение сквозь изображение;
– Нерасстроенное самосознание.
Эта практика в идеале должна стать фоновой, то есть основа этой практики не должна прерываться длительное время. Но на ней не стоит постоянно концентрироваться – она нужна, чтобы практиковать её в сомнениях; когда сомнения растворятся, то и эта практика исчезнет с фона. Постигнув основу этой практики, можно варьировать некоторыми её аспектами.
Дыхание сознаний
Я воспринимаю чистые ощущения и перевожу их для осознания события.
Известно, что каждое переживание своеобразно влияет на наше дыхание. В замкнутом мире взаимосвязей, очевидно, что дыханием можно влиять и на переживания. Очень яркий тому пример – холотропное дыхание, разработанное Станиславом Грофом (рекомендую его книги для прочтения). Так вот, первый этап отвлечения от событийности состоит из дыхательных упражнений. При этом способ дыхания я подбираю каждый раз исходя из обстоятельств. С помощью грамотно подобранного дыхания можно вызывать любые переживания в уме. Поэтому это очень важная практика для Осознания.*
Очень важно настроить двойной вдох. То есть вдох на завершающем этапе должен перекрываться новым вдохом, который происходит уже внутри организма при помощи мышц пресса. При этом внешнее вдыхание плавно замирает. А внутреннее вдыхание начинает растворяться в покое, как инерция. Если вдох практикуется со звуком, то звук замирает, как будто эхо, и уменьшается его образное значение так, как будто звук скрывается за невидимым горизонтом, который не виден из-за однородности синего цвета в воображаемом внутреннем пространстве.
Процесс замирания и растворения вдоха нужно допустить, затаив вдыхание. Чем медленнее будет происходить этот процесс, тем он более эффективен – этот процесс необходимо отследить, как ощущение, ничего не ожидая. Эффективность такой задержки дыхания определяется глубиной отдалённости горизонта и чистотой синего пространства растворения вдоха. При этом внутри головы возникает ощущение скопления некого объёма. Именно этот объём и нужно выдыхать, после полного растворения вдоха. Выдыхать нужно так, как будто ты вздыхаешь и что-то выдуваешь одновременно. Это примерно так, как выдыхают, выходя из русской бани. Очень важно при выдохе ощущать темечко, как возможный выход выдоха. И выдыхая воздух нужно заметить инерцию выдыхания. Для этого дыхание можно плавно оборвать и далее выдыхать лишь ощущение. И снова затаив своё дыхание, отслеживать растворение выдоха.
Такова основная структура дыхания практики отстранения. Далее можно подбирать звуки вдоха и выдоха, а также звуки для растворения в междыхании. Можно играть дыханием с различными мыслительными картинками. Можно экспериментировать с его интенсивностью. Дыши – твори; ощущай умиротворение.
Один из примеров, который я практиковал, описан в Пыльной книге.
В практиках Дзогчена – дышат через мантру тибетских звуков Ом-А-Хум.
________________________________________________________________________________
*Осознание – осознание истины, буквально знание Знания. Быть осознанным – знать Истину.
Комментарий к практике
Для того чтобы практиковать подобное дыхание не требуется никаких приспособлений, кроме способов самого дыхания. Дышать можно лёжа, сидя, стоя и при ходьбе. Главное в таком дыхании научиться – не дышать, а ощущать жизнь и в отсутствии дыхания. Это необходимо осознать. В усердной практике ты научишься делать очень длительные задержки. Это вполне реально – вспомни ныряльщиков за жемчугом.
Отстранение мыслей
Ты переживаешь, пока ты выделяешь событие, как нечто раздельное.
Ты выбираешь те события, которые желаешь пережить.
Улови какое ни будь конкретное мысленное переживание и отнесись к нему более внимательно, чем обычно – сделай его устойчивым на мгновение. И попробуй проследить цепочку мыслей, приведшую к этому переживанию, в обратном её порядке. То есть, поймай себя на какой ни будь мысли и верни ту мысль, от какой возникла пойманная мысль; и всплывающую предшествующую мысль точно так же проследи. Подумай всё, что думалось до этого момента в обратном порядке до самого предела. А теперь пойми: Откуда берутся мысли, и кто улавливает их… Кто развивает события в уме? Кто отслеживает ход мышления? И для чего в тебе транслируются мысли?
Подумай над этим, отстранившись от мышления. Поставь ум на паузу.
Воззрение сквозь изображение
Чудеса настолько очевидны, что их трудно замечать
Это очень сложная практика для восприятия ума – осознать присутствие отсутствия. В уме это тяжело принять и ещё сложнее уму смириться с этим. Но это, наверное, самая важная практика из первого раздела. Уму её уже не избежать. Ты всё равно захочешь узнать суть практики и дальше текст прочитаешь. А, узнав эту практику, ум уже не сможет её не выполнять. Ум считает, что он воспринимает окружающую действительность за реальность. А то, что за реальностью, ум не знает. Это он может только предполагать. В уме это может всплывать, как мистика или фантастика. Но через следующую практику необходимо поколебать реальность. Если ты счастлив в теперешней своей реальности, то дальше не читай, выключи из своего сознания эту книгу. Просто живи, люби, твори и знай, что это реальный мир. Этот мир действительно реален.
Есть и альтернативная реальность, и практика внешнего воззрения помогает в этом убедиться. Это убеждение абсолютно равно тому, убеждению, в результате которого ты считаешь, что ты теперь живёшь в реальности. Это очень мощная практика Внимания, результат которой не предсказуем и может подвести ум к деструктивному помрачению. Не начинай эту практику, если тебе дорога теперешняя реальность. Эта практика упоминается лишь мельком. Она сама раскроется перед стремящимся в неё умом.
Суть этой практики в том, чтобы выделить какую ни будь плоскость пространства (разрез реальности) и увидеть сквозь неё незримое пространство запредельности. Для реализации этой практики необходимо предать телу нейтральное положение, чтобы оно не было ни напряжено и не расслабленно. Далее следует поставить мышление на паузу, как это делалось в предыдущей практике; и начать дышать так, чтобы можно было бы сделать в дыхании существенную задержку на вдохе; и в таком состоянии прямым взглядом смотреть на выделенный вниманием срез пространства до появления признаков его расслоения. И, выдыхая сгустившийся объём из головы, сдувать выделенную плоскость из восприятия. Такие действия нужно повторять до появления «светящихся трещинок» в плоскостной картинке.
В пространстве начнут возникать отверстия! И во время задержки дыхания после выдоха, сквозь эти щели нужно внимательно смотреть, не выпуская их из взгляда. Вдыхая снова воздух, втягивай его из этих отверстий. Вдохнув – замри. Затаив дыхание, продолжай смотреть сквозь плоскость восприятия.
Помни, что в любой момент ты можешь резко отвернуться, и мир восстановиться в прежних элементах.
Такова суть практики воззрения сквозь изображение картины Мира.
Комментарий к практике
Время от времени смотри на мир таким образом. К этому надо привыкнуть. Если выйти из реальности без подготовки, то неизвестно, что может с умом случиться. Кроме тебя за твой ум никто не несёт ответственность.
Нерасстроенное самосознание
Положись на жизнь и растворяйся в её преображениях.
Если первые этапы практики отстранения от событийности тобой освоены, то начать этот этап не составит для тебя труда. Просто наблюдай жизнь в теперешней реальности и одновременно наблюдай жизнь за её пределами. Ничему не удивляйся и всё допускай. Прими тот факт, что это всё одна реальность. Свободно в этом пребывай. Если что-то тебя и пугает, то это только твои личные переживания. Находясь в расширенной реальности, ты можешь без труда освобождать переживания: или завершать их или растворять. Это завершающая стадия практического отстранения ума от событийности. Ум все события воспринимает сквозь себя.
Примечание к практике
На этой стадии ты поймёшь, что живёшь в бесчисленных мирах одновременно. К тебе начнут являться существа из других измерений. Помни при этом всегда одно – это лишь твои переживания, включая и переживание себя, как человека. Будь просто восприятием. Сохрани себя в спонтанном мире.
Общее примечание к практикам
Это предварительные практики Осознания, которые в своей совокупности приводят у возможности высвобождения жизненных переживаний от их привязанности к сознанию и страданию в сознании. Большинство переживаний могут быть очень отвратительными и безобразными. Этого не стоит бояться. Помни – это твои переживания, какими бы они не были. Если ты осознаешь это, то ты их будешь просто высвобождатьиз заключения ума, освобождая ум для истинного состояния. Чистые и одухотворённые переживания сами высвобождаются, а обременённым желаниями переживаниям необходимо помогать. Полная практика освобождения ума от переживаний, которая мне помогла, приведена в Стерильной книге.
Нераздельное понимание всего,
как свободно возникающего
и самозавершающегося.
Позволяй себе спокойно в этом
пребывать, не привязываясь
ни к каким явлениям.
Всё Уже Было. Теперь Я Знаю Это.
Всё бесконечно…
Я себя сдерживаю.
Позволь.
Яви переживаниям радугу.