Двадцать наставлений Тапихрицы
Дзогчен Упадешы
“Шанг Шунг Ньян Гьюд”
Тапихрица
Вначале Тапихрица дал наставления по "Четырем Благам":
1. Воззрение: Пусть осознание, ничем не обусловленное
и всюду проникающее, достигнет освобожденного видения,
свободного от действия ума; это хороший путь.
2. Медитация: Пусть свободное от основы и обусловленности
переживание станет ясной, ни на что не опирающейся, медитацией;
это хороший путь.
3. Поведение: Пусть в'идение, свободное от дуалистического выбора,
непосредственно совершает действия, отличающиеся гибкостью и
отсутствием привязанности; это хороший путь.
4. Плод: Пусть ограничивающие надежды и страх растворятся
в недостижимом самовозникающем состоянии самореализации;
это хороший путь.
Изложив это учение, Тапихрица мгновение пребывал в молчании,
затем продолжил свою речь изложением учения о "Четырех путях применения практики":
1. Вы не можете практиковать природу явлений;
применяйте свободное от практики состояние природы явлений.
2. Вы не можете понять Дхармакайю через причинно-следственные связи (логику) ума;
применяйте ум, свободный от причин и вторичных причин.
3. Вы не можете найти сущностное знание;
применяйте то, что вы не можете найти.
4. Вы не можете измениться с помощью попыток;
применяйте непреложное состояние.
Затем, после пребывания в молчаливом состоянии медитации,
Тапихрица изложил "Пять путей применения практики":
1. Поскольку естественное состояние свободно от пристрастий,
существует необусловленное проявление; применяйте практику,
которая вне обусловленности и пристрастий.
2. Поскольку отсутствует желание и привязанность к объектам,
освобождение достигается без устранения объектов;
применяйте практику, которая вне связанности и свободы.
3. Поскольку ум не подвержен рождению и смерти,
есть пребывание в нерожденной природе; применяйте
практику, которая вне наполнения и опустошения.
4. Поскольку отсутствуют слова и выражения, есть пребывание
в пространстве безмолвия; применяйте практику, которая вне
развития и упадка.
5. Изначально нет никакой отдельности от Естественного Состояния и
нет никакой связи с внешним видением; применяйте практику, которая
вне отдельности и вне связи.
Тапихрица сказал: "Понаблюдайте за собой. Есть в вас это знание или нет?"
1. Воззрение: Пусть осознание, ничем не обусловленное
и всюду проникающее, достигнет освобожденного видения,
свободного от действия ума; это хороший путь.
2. Медитация: Пусть свободное от основы и обусловленности
переживание станет ясной, ни на что не опирающейся, медитацией;
это хороший путь.
3. Поведение: Пусть в'идение, свободное от дуалистического выбора,
непосредственно совершает действия, отличающиеся гибкостью и
отсутствием привязанности; это хороший путь.
4. Плод: Пусть ограничивающие надежды и страх растворятся
в недостижимом самовозникающем состоянии самореализации;
это хороший путь.
Изложив это учение, Тапихрица мгновение пребывал в молчании,
затем продолжил свою речь изложением учения о "Четырех путях применения практики":
1. Вы не можете практиковать природу явлений;
применяйте свободное от практики состояние природы явлений.
2. Вы не можете понять Дхармакайю через причинно-следственные связи (логику) ума;
применяйте ум, свободный от причин и вторичных причин.
3. Вы не можете найти сущностное знание;
применяйте то, что вы не можете найти.
4. Вы не можете измениться с помощью попыток;
применяйте непреложное состояние.
Затем, после пребывания в молчаливом состоянии медитации,
Тапихрица изложил "Пять путей применения практики":
1. Поскольку естественное состояние свободно от пристрастий,
существует необусловленное проявление; применяйте практику,
которая вне обусловленности и пристрастий.
2. Поскольку отсутствует желание и привязанность к объектам,
освобождение достигается без устранения объектов;
применяйте практику, которая вне связанности и свободы.
3. Поскольку ум не подвержен рождению и смерти,
есть пребывание в нерожденной природе; применяйте
практику, которая вне наполнения и опустошения.
4. Поскольку отсутствуют слова и выражения, есть пребывание
в пространстве безмолвия; применяйте практику, которая вне
развития и упадка.
5. Изначально нет никакой отдельности от Естественного Состояния и
нет никакой связи с внешним видением; применяйте практику, которая
вне отдельности и вне связи.
Тапихрица сказал: "Понаблюдайте за собой. Есть в вас это знание или нет?"
Он замолчал, погружаясь в созерцание, затем через некоторое время вновь заговорил
и начал излагать учение о "Четырех методах природы":
1. Применяйте медитацию, свободную от временных ограничений;
пребывайте в природе, которая вне времени.
2. Применяйте медитацию, свободную от отвлечений; пребывайте,
не отвлекаясь, в природе пространства великого блаженства.
3. Применяйте медитацию, которая непрерывна;
пребывайте в самопорожденном естественном состоянии,
которое ничем не прерывается.
4. Применяйте состояние, которое вне рождения и смерти, которое
в сущностной природе; пребывайте в нерожденной единой природе.
После этого Тапихрица погрузился на некоторое время в безмолвное созерцание,
1. Применяйте медитацию, свободную от временных ограничений;
пребывайте в природе, которая вне времени.
2. Применяйте медитацию, свободную от отвлечений; пребывайте,
не отвлекаясь, в природе пространства великого блаженства.
3. Применяйте медитацию, которая непрерывна;
пребывайте в самопорожденном естественном состоянии,
которое ничем не прерывается.
4. Применяйте состояние, которое вне рождения и смерти, которое
в сущностной природе; пребывайте в нерожденной единой природе.
После этого Тапихрица погрузился на некоторое время в безмолвное созерцание,
затем вновь спросил: "Посмотрите, есть ли в вас это знание?"
И через мгновение он начал излагать учение "Трех постижений":
1. Достигнув понимания того, что нет никакого независимого существования,
вы постигаете понимание единства.
2. Достигнув понимания недуальности, вы постигаете вкус единства.
3. Достигнув понимания отсутствия направленности,
И через мгновение он начал излагать учение "Трех постижений":
1. Достигнув понимания того, что нет никакого независимого существования,
вы постигаете понимание единства.
2. Достигнув понимания недуальности, вы постигаете вкус единства.
3. Достигнув понимания отсутствия направленности,
вы постигаете безграничность.
Именно с целью изложения этих важных учений своему ученику Нангжеру Лодпо Тапихрица принял рождение в теле ребенка. Он продолжал:
"Эти учения напугают людей, обладающих ограниченным мировоззрением.
Их нельзя понять обычным рациональным умом. Спрячьте эти учения в потайном месте своего ума".
И завершил он свое обучение такими словами:
"Если вы будете всегда помнить меня, вы встретитесь со мной;
если вы забудете меня, то вы никогда не встретите меня".
если вы забудете меня, то вы никогда не встретите меня".